Лётно–эксплуатационная практика проводится в МАИ для студентов Института № 1
"Авиационная техника" на аэродроме "Алферьево" Авиационной базы МАИ и является
уникальной не только в России, но и во всем мире. Лётная практика
была организована и в 1977 году внедрена в учебный процесс группой преподавателей кафедры 106. За эту работу преподаватели кафедры 106
были удостоены Премии Правительства РФ в области образования за 1998 год. По сей день кафедра 106 является базовой в организации и проведении
Лётной практики.
Лётная практика даёт необходимую для будущих авиационных специалистов
реальную информацию о поведении самолета
при управлении им на различных режимах полета, о его характеристиках устойчивости и управляемости, о психофизиологических особенностях
человека (экипажа), о методах обработки и анализа результатов, полученных в условиях реального полета. Огромная популярность
Лётной практики среди студентов привело к участию в ней не только студентов
кафедры 106, но и студентов других кафедр Института № 1 "Авиационная техника".
Для адаптации Лётной практики к специальностям всех кафедр её программа
была дополнена: вопросами конструкции летательных аппаратов и вопросами наземной эксплуатации авиационной техники.
А сама практика получила название "Лётно–эксплуатационная практика".
Создание Научно–исследовательской лаборатории "Пилотажные стенды и
система 'самолет-летчик'" (НИЛ ПССЛ) позволило
скорректировать программу Лётной практики
как по объёму, так и по срокам проведения. Сейчас она проводится для студентов 3-4 курсов в два этапа: I этап (подготовительный) – на территории МАИ
на пилотажных стендах НИЛ ПССЛ в объеме 32 часов на учебную группу, и II этап (основной) – на
аэродроме "Алферьево" Авиационной базы МАИ на самолетах Ан–2 и Як–18Т в течении 10 календарных дней на смену.
Программа I этапа Лётной практики предусматривает проведение четырех
индивидуальных практических занятий на самолетных стендах НИЛ ПССЛ. По результатам выполнения
программы I этапа и с учетом медицинского заключения формируется список студентов, которые допускаются к
прохождению II этапа Лётной практики на
аэродроме "Алферьево" Авиационной базы МАИ.
Успешное проведение II этапа Лётной практики во многом зависит от
материально–технического обеспечения Авиационной базы МАИ, технического состояния ее самолетного парка,
погодных условий и т.д. За время прохождения II этапа студентам
читаются лекции по правилам поведения на аэродроме, безопасности полетов, средствам спасения, конструкции самолетов Ан–2 и Як–18Т
(планер, двигатель, бортовые системы). Проводятся практические занятия по ознакомлению с авиационной техникой, на которой проводится
Лётная практика, по эксплуатационной наземной подготовке, включающей
предполетную подготовку самолетов, тренаж в кабинах самолетов,
гонку двигателей, послеполетный осмотр. Проводятся практические занятия по парашютной подготовке и аварийному покиданию самолетов Як–18Т и Ан–2.
Сюда также включаются четыре полетных дня для выполнения каждым студентом четырех полетов на самолетах Ан–2 и Як–18Т.
По окончании Лётной практики студенты оформляют отчет и сдают зачет.
Несмотря на то, что Лётная практика является самой дорогой из всех
практик, которые проводятся в МАИ, все расходы на её организацию и проведение берет на себя МАИ.
Введение специальной формы для студентов, преподавателей, летчиков, инженеров и техников Авиационной базы МАИ,
участвующих в проведении Лётной практики на аэродроме "Алферьево",
однозначно повышает уровень дисциплины и ответственности студентов,
а также авторитет и престиж самой Лётной практики.
Распространение Лётной практики на другие Институты МАИ помогло бы
планомерно реформировать и
усовершенствовать материально-техническую базу и кадровый состав Авиационной базы МАИ, а в первую очередь, обновить парашютное снаряжение и
парк авиационной техники, доукомплектовав его самолетами и вертолетами, отвечающими современным требованиям.
|