Дисциплина изучается в 10 семестре. Объем курса: 32 часа лекций и 16 часов практических занятий; теоретический зачет. Лектор - доцент Петручик В.П.. Цель дисциплины: - изучение основ системного анализа, его идей, подходов и методов, а также практических приложений, необходимых для решения задач проектирования ЛА, динамики и управления полетом летательных аппаратов. Содержание дисциплины:
1. Основы общей теории систем. Виды систем, принципы их классификации. Естественные и искусственные системы. Физические и концептуальные системы. Технические, организационно-технические, человеко-машинные системы. Сложные и большие системы. Основные свойства систем (целостность, иерархическая структура, способы декомпозиции). Вход, выход, состояние системы. Система и внешняя среда. 2. Системы и операции. Виды операций. Терминальные и календарно развивающиеся операции. Планирование операций. Прогноз развития и сценарий операции. Иерархическая структура операций. Работы и процедуры. Виды ресурсов, используемых в операциях. 3. Основы программно-целевого планирования и управления в многоуровневых иерархических системах и операциях. Декомпозиция генеральной цели в систему средств ее достижения (целей и задач нижестоящих уровней иерархической структуры). Альтернативные варианты достижения генеральной цели. Относительная важность (приоритет) достижения целей на различных уровнях структуры. Матрица "цели-средства". 4. Эффективность технических (организационно-технических) систем. Факторы, влияющие на эффективность, контролируемые и неконтролируемые факторы. Полезный эффект и затраты ресурсов. Критерии эффективности, основанные на оценке полезного эффекта или затрат, критерии вида "затраты / полезный эффект" и "полезный эффект / затраты". 5. Оценка эффективности технических систем и принятие решений в условиях количественной неопределенности неконтролируемых факторов. Оценка эффективности систем в условиях антагонистически ориентированной внешней среды (в условиях противодействия). Критерий гарантированного результата. Матричные и бесконечные антагонистические игры. Нейтральная внешняя среда (игры с Природой). Интегральный критерий эффективности. Критерии Гурвица, Байеса-Лапласа, Вальда, Сэвиджа. 6. Оценка эффективности технических систем и принятие решений в условиях неопределенности целей (оценка систем по нескольким критериям одновременно, или по векторному критерию). Аддитивная и мультипликативная свертка критериев. Метод контрольных показателей. Введение метрики в пространстве критериев. Принцип Парето. 7. Математические модели технических (организационно-технических) систем и операций. Аналитические, регрессионные, имитационные (имитационно-статистические) модели. Полунатурные модели. Требования к точности математических моделей. Принцип сравнимости результатов. 8. Моделирование операций на основе марковских случайных процессов. Марковские случайные процессы с дискретными состояниями и дискретным временем. Потоки случайных событий. Марковские случайные процессы с дискретными состояниями и непрерывным временем. Граф состояний системы. Матрица вероятностей переходов. Уравнения Колмогорова. 9. Моделирование операций на основе теории систем массового обслуживания (СМО). Одноканальные и многоканальные СМО. Системы массового обслуживания с отказами. Системы массового обслуживания с ожиданием. СМО с ограниченным временем ожидания. СМО с ограниченной длиной очереди. 10. Моделирование операций на основе метода средних численностей состояний. Модель динамики боевых действий многочисленных группировок. Уравнения Ланчестера. Модель динамики численности парка авиационной техники. Пределы применимости метода. 11. Модели летных операций. Транспортный и целевой этапы летной операции (ЛО). Модель транспортного этапа ЛО. Модель выбора рационального маршрута полета на основе метода динамического программирования. Модели целевых этапов летной операции. Модель поиска наземной (надводной) малоразмерной цели. Модель нанесения удара по наземной цели группой самолетов. Законы поражения наземных целей. Определение необходимой численности группы самолетов для выполнения поставленной задачи.
|