Дисциплина изучается в 5 и 6 семестрах. Объем курса: 5 семестр - 38 часов лекций, 16 часов лабораторных работ и 14 часов практических занятий; экзамен. 6 семестр - 48 часов лекций, 20 часов лабораторных работ и 12 часов практических занятий; экзамен. Лекторы - доцент Захарченко В.Ф., доцент Оглоблин А.В. Цель дисциплины: - освоение фундаментальных основ аэромеханики пилотируемых ЛА; - освоение методов расчета летно-технических характеристик пилотируемых ЛА, расчета траекторий, исследования статической устойчивости и управляемости движения. Содержание дисциплины:
1. Введение. Цели и задачи динамики полета, место в процессе проектирования, летных испытаниях и эксплуатации самолета. 2. Системы координат, используемые при решении задач динамики. Матрицы преобразований. Вывод уравнений движения самолета как материальной точки и как твердого тела. Уравнения движения в различных системах координат. Уравнения движения в перегрузках. 3. Характеристика атмосферы. Силы, действующие на самолет. Аэродинамические характеристики. Высотно-скоростные и дроссельные характеристики двигателей. Ограничения режимов полета. 4. Уравнения движения в вертикальной плоскости. Метод тяг Н.Е.Жуковского. Диапазон высот и скоростей установившихся режимов полета. Скороподъемность. Практический потолок. Расчет траекторий при установившемся наборе высоты и снижении. Влияние основных проектных параметров на характеристики установившихся режимов полета. 5. Методы расчета траекторий набора высоты и снижения при заданной программе V(H). Оптимизация траекторий набора высоты и снижения. Энергетическая форма уравнений движения. 6. Километровый и часовой расход топлива. Расчет дальности полета. Приведенная высота полета. Оптимальные режимы полета на максимальную дальность. Влияние атмосферных условий и основных проектных параметров на характеристики крейсерского полета. 7. Схема взлета и посадки самолета. Расчет взлетно-посадочных характеристик. Продолженный и прерванный взлет, сбалансированная длина ВПП. Потребная длина ВПП. Влияние основных проектных параметров и атмосферных условий на взлетно-посадочные характеристики. 8. Общие показатели маневренности, "перегрузочная" поляра. Область динамических высот и скоростей полета. Характерные маневры в вертикальной и горизонтальной плоскостях, пространственные маневры. Методы расчета, влияние различных факторов. 9. Характеристики поршневых двигателей. Винтовые характеристики. Принципы работы винта. Расчет ЛТХ самолета с поршневым двигателем методом мощностей. Характерные скорости полета. Часовой и километровый расходы топлива. 10. Силы и моменты, действующие на самолет в полете. Уравнения движения самолета как твердого тела. Понятия статической устойчивости и управляемости, их связь. Разделение движения на продольное и боковое. 11. Аэродинамический момент тангажа. Продольная статическая устойчивость по углу атаки. Статическая устойчивость по перегрузке. Балансировка самолета в криволинейном установившемся полете. Статическая устойчивость по скорости. Балансировка самолета в разгоне - торможении при постоянной нормальной перегрузке. Статические характеристики продольной управляемости. Выбор допустимых центровок и параметров горизонтального оперения самолета. Улучшение статических характеристик устойчивости и управляемости средствами автоматики. 12. Аэродинамические моменты рысканья и крена. Путевая и поперечная статическая устойчивость. Расчет балансировки самолета в прямолинейном полете со скольжением, в криволинейном полете, при отказе одного из двигателей, при посадке с боковым ветром. Статические характеристики боковой управляемости. Выбор параметров вертикального оперения самолета нормальной схемы.
Лабораторные работы 1. Физические основы исследования динамики полета на пилотажном стенде. 2. Определение аэродинамических коэффициентов по результатам продувок в аэродинамической трубе. 3. Анализ характеристик продольной статической устойчивости и управляемости. 4. Анализ характеристик боковой статической устойчивости и управляемости
|