Skip to content

История кафедры 106

50-е годы прошлого столетия характеризовались бурным развитием авиационной и ракетно-космической техники. Существенно расширился диапазон скоростей и высот полета, что привело к значительному изменению аэродинамических характеристик и характеристик устойчивости и управляемости летательных аппаратов (ЛА). На борту ЛА появились первые системы полуавтоматического и автоматического управления. В этот же период происходило освоение космического пространства, создавались ракетные комплексы различного назначения. Летательные аппараты становятся одним из звеньев сложной системы, эффективное функционирование которой требовало тщательной увязки характеристик параметров всех ее звеньев. В этот период остро возникла необходимость в инженерных кадрах нового поколения, обладающих глубокой физико-математической подготовкой, и способных решать сложные задачи динамики и управления проектируемых ЛА. Инициаторами создания новой специализации и кафедры «Динамики и управления полетом» были выдающиеся ученые: проф. д.т.н. Каменков Г.В. и проф. д.т.н. Остославский И.В., ставший первым руководителем кафедры. Деятельность Ивана Васильевича Остославского поистине многогранна.

Kaf106_History_Ostoslavsky

Первый заведующий и основатель кафедры
проф. И. В. Остославский (1958 – 1972)

Иван Васильевич родился в городе Мариуополе в 1904 году в интеллигентной дворянской семье. Его родители были учителями гимназии. Окончив МГУ в 1929 году по специальности «механика и аэродинамика», И. В. Остославский начал работать инженером в КБ, а с 1932 года в ЦАГИ, где с 1942 г. по 1945 г. был заместителем начальника института по научной работе. В 1937 ему присуждена степень кандидата технических наук, а в 1942 присуждена степень доктора технических наук и звание профессора С 1946 года Иван Васильевич работал в ЛИИ заместителем начальника института. Работая в промышленности он внес огромный вклад в методы проектирования ЛА, создавая руководства для конструкторов по аэродинамическому расчету. После войны проф. Остославский участвовал в работах по созданию реактивной авиации и преодолению звукового барьера. Новые рубежи авиации требовали новых методов исследования, и в их разработке Остославскому И.В. принадлежит немалая роль. Выполненные им исследования обобщены в ряде монографий и учебников «Аеродинамический расчет самолета» (1938г. изд. совм. с В.М. Титовым), «Продольная устойчивость и управляемость» (1951 г. изд. совм.с Г.С. Калачевым) и «Аэродинамика самолета» (1957 г. изд.). Эти книги долгие годы были настольными книгами инженеров КБ и студентов авиационных ВУЗов. Работы Остославского И.В. были отмечены тремя Государственными премиями (1943, 1948, 1952), а также многими орденами и медалями. Еще работая в ЦАГИ, Иван Васильевич начал преподавать в МАИ, сначала в должности профессора кафедры аэродинамики до 1956, а в 1958 г. организовал кафедру «Динамики и управления полётом», заведующим которой он был до 1972 года. В состав первого преподавательского коллектива, вошла часть сотрудников кафедры аэродинамики (факультет №1) и кафедры ВС-2 (бывшего факультета вооружения). Среди первого состава кафедры были профессора, доктора технических наук: Остославский И.В., Лебедев А.А., Абдрашитов Г.Г., Лётов А.М., доценты: Стражева И.В., Корагодин В.М., Павлов К.А., Сахаров Г.Г., старшие преподаватели: Климов В.И., асс: Матвеева Л.А., Киселев В.Н., Лумбовская Т.Н., Логинов А.Б. Первыми сотрудниками кафедры были также: Васильев А.Я., Пульхрова Л.Г., Голобородько И.Л., Шурыгин В.

Создание кафедры требовали решения целого ряда сложных задач по разработке новых учебных планов, курсов лекций, учебников и учебно-методических пособий, лабораторных работ и создания лабораторной базы для учебного процесса и организации научно-исследовательской работы. В первые годы образования кафедры основным вопросом был вопрос кадров. Коллектив кафедры учился сам, осваивал смежные специальности и в то же время вел широкую подготовку научных кадров через аспирантуру, а также обеспечивал кадрами другие кафедры института, научные организации и промышленные предприятия. С момента создания на кафедре и до настоящего времени было защищено 9 докторских и свыше 82 кандидатских диссертаций. Многие из защитившихся впоследствии работали на кафедре в качестве преподавателей и научных сотрудников. Это прежде всего доктора наук Стражева И.В., Кротов В.Ф., Горбатенко С.А., Пашковский И.М., Гуськов Ю.П., Брусов В.С., Овчаренко В.Н., Ефремов А.В., Тюменцев Ю.В., защитившие докторские диссертации. Многие аспиранты и сотрудники кафедры, защитив кандидатские диссертации также после защиты работали на кафедре, а именно: Андреевский В.В., Лумбовская Т.Н., Климов В.И., Плотников Ю.П., Пульхрова Л.Г., Красильщиков М.Н., Малышев В.В., Бобронников В.Т., Москаленко В.Я., Васильев А.Я., Гурман В.И., Букриев В.З., Рощина А.Н., Шаронова И.М., Леонов В.А., Оглоблин А.В., Гришанков Д.Э., Баранов С.К., Милевский В.И., Кошеленко А.В., Денежкина И.Е., Чернышев А.В., Морозов Н.И., Выскрибенцев Л.И., Кубицкий Г.И., Кандауров А.В., Чистов С.М., Мальцев Ю.И., Тяглик М.С. Для решения кадровых проблем кафедра не ограничивалась подготовкой собственных кадров. К проведению учебного процесса привлекались известные учёные и представители промышленности: чл. кор. Лётов А.М. – руководитель лаборатории ИПУ РАН, вице-президент IFAC; проф. Джапаридзе В.А. – директор ГосНИИАС; проф. Кобзарев А.А. – зам. министра авиационной промышленности; проф. Миронов А.Д. – начальник ЛИИ; проф. Берестов Л.М. – зам. начальника ЛИИ; проф. Исаев А.С. – начальник отделения ГосНИИАС, а впоследствии директор НИИ экономики; сотрудники ЦАГИ (Предтеченский А.Н., Шелюхин Ю.Ф., Обрубов А. Г., Желнин Ю. Н., Наумов С.Я.) сотрудники ЛИИ (Пашковский Ю.М., Горин В. В., Мирошниченко Л. Я.), Кофман В.Д. (ГосНИИ ГА). В последнее время на кафедре работают по совместительству начальник отдела ГосНИИ ГА проф., д.т.н. Масленникова Г.Е. и главный специалист КБ Сухого доцент, к.т.н. Тихонов В.Н.

Подготовка высококвалифицированных кадров невозможна без совершенствования учебников и учебных пособий. Создание такой учебной литературы всегда было центром внимания кафедры. В результате этих усилий профессором Остославским И.В. и проф. Стражевой И.В. в 1963 году была выпущена первая часть учебника «Динамика полёта», посвященная расчету траекторий ЛА (переизданная в 1969 году), а в 1965 г. вышла вторая часть учебника, посвященная устойчивости и управляемости ЛА. В 1965 г. вышло учебное пособие Лебедева А.А. и Карабанова В.А. по «Динамике полёта БЛА». Несколько изданий пережило учебное пособие по «Аэромеханике самолёта», написанное сотрудниками МАИ (Андреевский В.В., Климов В.И., Матвеева Л.А.) совместно с преподавателями Самарского авиационного института, учебное пособие по «Управлению полетом самолетов» 1980 и 1991 годы издания, написанное проф. Гуськовым Ю.П. и Загайновым Г.И. В 2011 вышел и в 2017 повторно издан новый учебник по «Динамике полёта», написанный проф. Ефремовым А.В., проф. Овчаренко В.Л. и доцентом Захарченко В.Ф. совместно с сотрудниками ЦАГИ. В 2018 году этот учебник был удостоен премии им. Жуковского. Он переведен также на китайский язык и издан в КНР, а в настоящее время переводится в Турции. Помимо учебников сотрудниками кафедры (Андреевским В.В., Ефремовым А.В., Оглоблиным А.В., Грумондзом В.Т., Брусовым В.С., Тюменцевым Ю.В., Кротовым В.Ф., Букреевым В.З., Пашковским И.М,, и др.) были выпущены в различных издательствах монографии. Ряд из этих монографий написан совместно с представителями промышленности, одна из них («Лётные испытания самолётов», авторы Васильченко В. В., Леонов А. В., Пашковский И. М., Поплавский Б.К.) удостоена премии Правительства РФ в отрасли науки и техники.

 

Kaf106_History_L_01

Кафедральный день здоровья
на берегу Пестовского водохранилища

Написанные сотрудниками кафедры учебники, монографии, научные статьи являлись результатом научной работы, которая велась на кафедре 106 с момента её организации. Инициатором вовлечения сотрудников кафедры в научную работу был её заведующий Остославский И.В., он был убеждён, что участие в такой работе является обязательным для преподавателя высшей школы. Совместная работа преподавателей, научных сотрудников, аспирантов в научной работе способствовали формированию прекрасной, дружеской, творческой атмосферы. Здесь вместе работали представители разных возрастов, готовились будущие преподаватели. Необходимо отметить, что, особенно в начальный период, коллектив кафедры был самым молодым на факультете. Спаянности коллектива способствовали выпуски стен. газет, совместные празднования дней рождения, дней здоровья, коллективные поездки кафедры на экскурсии и в Ярополец.

В 60-70 гг. прошлого столетия на кафедре велись исследования по следующим научным направлениям:
— динамика полёта ЛА новых аэродинамических схем (руководители работ: Остославский И.В., Макашев Э.М.);
— оптимизация траектории и многоцелевых систем (руководители работ: проф. Кротов В. Ф., доц. Брусов В. С.)
— исследование стохастических задач динамики полёта (руководители работ: доц. Павлов К.В.).
Эти научные направления менялись с течением времени. Так в 80-е годы появились направления:
— автоматизация ЛА и разработка алгоритмов СУ (руководители работ: Гуськов Ю.П.);
— идентификация характеристик ЛА по результатам лётных испытаний (руководители работ: проф. Овчаренко В.Н., доц. Леонов В.А.);
— исследование системы самолёт-лётчик (руководители работ: доц. Ефремов А.В.).
В настоящее время основными направлениями, развиваемыми на кафедре являются:
— человеко-машинные системы (проф. Ефремов А.В.);
— беспилотные летательные аппараты;
— адаптивные системы управления (проф. Тюменцев Ю.В.).

Для успешного научного процесса необходимо устойчивое финансирование. Это прекрасно понимал основатель кафедры Иван Васильевич Остославский, который сумел организовать на кафедре отраслевую научно-исследовательскую лабораторию по динамике полёта. Эта лаборатория была создана в 1968 г. по приказу Министерства авиационной промышленности и Министерства высшего образования. Лаборатории гарантировалось финансирование научных исследований, которое велось вначале по заказу ЛИИ, а с 1972 года ЦАГИ.

Для качественного учебного процесса и успешной научной работы необходимо иметь современное оборудование. Оснащению кафедры Иван Васильевич уделял первостепенное значение. По разнарядке МАПа и госплана на кафедру были передана современная по тем временам аналогово-цифровая вычислительная техника. Развернутая здесь ЭВМ Урал-2 была укомплектована квалифицированным персоналом. По инициативе заведующего кафедрой в институт была передана ЭВМ нового поколения БЭСМ-4, которая была установлена в созданном в МАИ вычислительном центре с приоритетом использования её сотрудниками кафедры. Понимая, что решение задач динамики и управления полётом требует использования вычислительных методов, а также учитывая недостаточную квалификацию преподавательского состава в начальный период в части программирования, на кафедре была сформирована группа программистов, которой руководила Г.С. Генис (Романова). Эта группа активно участвовала в научно-исследовательских работах кафедры, требующих использования вычислительных средств, а также в учебном процессе по алгоритмическим языкам, проводившихся как для студентов кафедры, так и других специальностей факультета. Создание такой группы позволило быстро повысить квалификацию преподавателей в области алгоритмических языков программирования и внедрить вычислительную технику в образовательный процесс. В конце 60-х – начале 80-х годов парк вычислительных машин расширился. На кафедре появились ЭВМ НАИРИ и СМ-4, а вскоре наступила и эра персональных компьютеров.

С 60-х годов прошлого века на кафедре регулярно проводились научные семинары: объединенный семинар с ВВИА Жуковского по динамике полёта (руков. Остославский И.В., МАИ, Тарасенко А.М., ВВИА), семинар по оптимизационным задачам динамики полёта.

Кафедра была инициатором многих новшеств в образовании, которые продолжают жить и развиваться и в настоящее время. В конце 60-х годов кафедра, кроме традиционных для себя специализаций, начала готовить специалистов и по лётным испытаниям. В настоящее время эта специализация перешла в филиал МАИ «Стрела» в г. Жуковском, где создана отдельная кафедра по лётным испытаниям (зав. каф. проф. Поплавский Б.К.).

С начала 70-х годов кафедра инициировала у себя, а затем и во всех учебных планах института новую дисциплину, курс по выбору «Учебная исследовательская работа студентов», направленная на привитие студентам навыков самостоятельной научной работы.

Кафедра «Динамики и управления полётом», сама вышедшая из кафедры «Аэродинамика» в 1966 году дала развитие другой кафедре института «Динамика и управление полетом космических ЛА» (заведующий кафедрой проф. Лебедев А. А.), которая трансформировалась потом в кафедру «Системный анализ и управление», (каф. 604, зав. каф. проф. Малышев В. В.). В её состав вошли многие талантливые ученые, выпускники кафедры Остославского И. В., успешно работающие в настоящее время: зав. каф. 604, проф. Малышев В. В., зав. каф. 704, проф. Красильщиков М. Н., проф. кафедры 604 Бобронников В. Т.
После смерти проф. И. В. Остославского в 1972 году кафедру возглавил известный учёный в области динамики и управления, начальник 15-го отделения ЦАГИ, проф., д.т.н. Г. В. Александров. Работая в МАИ по совместительству, он способствовал тесному сотрудничеству между МАИ и ЦАГИ, вовлечению профессорско-преподавательского состава кафедры в решение актуальных практических задач.

Kaf106_History_Alexandrov

Проф. Г. В. Александров, заведующий кафедрой с 1972 по 1975

Kaf106_History_Guskov_L

Проф. Ю. П. Гуськов, заведующий кафедрой с 1975 по 1987

Kaf106_History_L_02

Коллектив кафедры в конце 70-х годов

После ухода проф. Александрова Г. В. из МАИ кафедру возглавил в 1975 году проф., д.т.н. Гуськов Ю. П. Его приход совпал с началом в институте работ по автоматизации процесса проектирования.

На кафедре расширился объём научных работ. Начались работы по ряду новых направлений: автоматизация расчетов ЛТХ, а также характеристик устойчивости и управляемости (руководитель работ доц. Сурин В. П.), разработка алгоритмов для систем управления самолётов с органами непосредственного управления силами (руководитель проф. Гуськов Ю. П.), исследование системы самолёт-лётчик (руководитель доц. Ефремов А. В.). Профессор Гуськов Ю. П. активно включился в организацию и проведение лётно-эксплуатационной практики студентов кафедры 106. Сначала в этот образовательный процесс были вовлечены студенты только кафедры 106, в последующие годы к ним присоединились студенты кафедры 105, а в настоящее время в лётную практику вовлечены все студенты первого факультета (института). Лётная практика состоит из 2 частей: первый этап в течении весеннего семестра проводится на пилотажных стендах, а затем уже в летний период студенты переезжают в Алферьево, где в Авиационном центре МАИ, осуществляют в полёте на месте правого пилота различные задачи пилотирования, оценивая характеристики устойчивости и управляемости самолёта. За внедрение летной практики в учебный процесс коллектив сотрудников кафедры: проф. Гуськов Ю.П., доц. Захарченко В.Ф., доц. Белоусов Е.А., доц. Выскребенцев Л. И., доц. Паленов Ю. А., а также ряд преподавателей других кафедр были удостоены Премии Правительства РФ в области образования.

Kaf106_History_Brusov_L

Проф. В. С. Брусов,
заведующий кафедрой с 1987 по 1999

В 1989 году кафедру возглавил профессор Брусов В. С., которому достался самый непростой этап в жизни как кафедры, так и всей страны.

В этот период резко сократилось финансирование, работа преподавателей перестала быть престижной, месячный заработок профессора был близок к 100 долларам. Однако и в этот непростой период кафедра, продолжала жить и к середине 90-х постепенно стал увеличиваться объем научно-исследовательских работ. Впервые кафедра стала получать контракты от зарубежных партнеров. В период с 1994 по 1999 гг. были заключены контракты с лабораторией Райт (США), контракты с Аэроспасиаль и ОНЕРА (Франция) и компанией Аэроспейс ЛТД (Польша). В этот период также были начаты работы по выполнению Гособоронзаказа. На кафедре была создана новая научно-исследовательская лаборатория НИЛ ПССЛ (Пилотажные стенды и система самолёт-лётчик, руководитель лаборатории проф. Ефремов. А. В.), которая с 1992 года выделилась в отдельное подразделение факультета.

Kaf106_History_Efremov

Проф. А. В. Ефремов,
заведующий кафедрой с 1999 по н. в.

С 1999 года кафедру возглавил выпускник кафедры, проф., д. т. н. Ефремов А. В., который одновременно являлся руководителем лаборатории НИЛ ПССЛ.

На кафедре активно стало развиваться направление в области человеко-машинных систем. В лаборатории НИЛ ПССЛ было создано три пилотажных стенда, два из которых снабжены системами подвижности. Все стенды снабжены цифровыми системами визуализации, одна из которых является стереоскопической.

Лаборатория активно участвует в научно-исследовательских работах для ОКБ и НИИ. Были выполнены ряд опытно конструкторских работ, в частности для ГЛИЦ ВВС был создан моделирующий комплекс по наземному этапу подготовки лётных испытаний. Дважды коллектив лаборатории выиграл конкурс по 218-му Постановлению Правительства по созданию наукоёмкой продукции. В рамках этих работ совместно с РСК «МиГ» был создан тренажер самолета МиГ-29К со стереоскопической системой визуализации и нашлемная система отображения информации. В связи с тем, что многие сотрудники лаборатории являются одновременно и преподавателями кафедры (Ефремов А. В., Тяглик М. С., Тяглик А. С., Иргалеев И. Х., Ефремов Е. В.) было принято решение об объединении лаборатории с кафедрой. Помимо исследований по человеко-машинным систем на кафедре под руководством проф. Брусова В. С. интенсивно развиваются работы по созданию беспилотных ЛА. Эти работы ведутся совместно со студенческим конструкторским бюро авиационного моделирования. Это конструкторское бюро было создано еще по инициативе И. В. Остославского и долгое время его основным направлением был спортивный авиамоделизм. Кроме того коллективом сотрудников этого КБ и преподавателями кафедры выполнялся ряд работ по созданию БПЛА. В настоящее время объём работ, выполняемых в рамках этого направления превышает 60 млн рублей. А результатами работы являются ЛА, способные решать целевые задачи.

Kaf106_History_Stend_Stereo
Kaf106_History_Stend_Podvij
Kaf106_History_Stend_Kollimator

Пилотажные стенды НИЛ ПССЛ

С начала 2000-х годов кафедра стала проводить лётную практику для всех студентов факультета, а с 2005 года её наземный этап в стал проводиться на пилотажных стендах лаборатории НИЛ ПССЛ. С этой целью была введена в учебные планы специальная дисциплина «Лабораторный практикум по динамике полёта», в рамках которого студенты на пилотажных стендах лаборатории получают практические навыки пилотирования, проведения и обработки летных экспериментов и определение характеристик устойчивости и управляемости.

Успешная работа кафедры была бы невозможна, если бы не поддержка заведующего заместителями. В разные периоды заместителями заведующего кафедрой по учебной работе были доценты К. А. Павлов, В. Я. Москаленко, В. В. Андреевский, В. А. Леонов, Л. И. Выскребенцев, В. Ф. Захарченко, А. В. Чернышев.

Заместители заведующего кафедрой по учебной работе

Kaf106_History_Pavlov_L

Доц. К. А. Павлов

Kaf106_History_Moskalenko

Доц. В. Я. Москаленко

Kaf106_History_Anreevskiy_L

Доц. В. В. Андреевский

Kaf106_History_Leonov

Доц. В. А. Леонов

Kaf106_History_Viskrebencev

Доц. Л. И. Выскребенцев

Kaf106_History_Zaharchenko

Доц. В. Ф. Захарченко

Kaf106_History_Chernishev

Доц. А. В. Чернышев

Много сил и энергии отдали научно-организационной работе заместители заведующего кафедрой по этому виду деятельности кафедры –
В. В. Синяков, Миронов Б. Ф., Ефремов А. В., Хасянов М. Х., бессменно работающий на этом месте с 1973 по 2019 годы.

Заместители заведующего кафедрой по научной работе

Kaf106_History_Sinyakov_L

В. В. Синяков

Kaf106_History_Efremov_L_02

А. В. Ефремов

Kaf106_History_Hasyanov_L

М. Х. Хасянов

Продолжая прошлые традиции на кафедре, после длительного перерыва, уже третий год, на регулярной основе функционирует научный семинар по задачам динамики полёта, организованный ЦАГИ (д.т.н. Баженов С.Г.), ВУНЦ ВВС ВВА (доцент Верещиков Д.В,) и МАИ (проф. Ефремов А.В.).

В настоящее время перед кафедрой стоят большие задачи. Важнейшей из них является омоложение кадрового состава. В последние годы этот процесс сдвинулся с мертвой точки. Появился целый ряд молодых кадров: доц., к. т. н. М. С. Тяглик, закончивший кафедру в 2007 году и защитивший диссертацию в 2011 году, ассистент И. Х. Иргалеев, защитивший диссертацию в 2019 году, ассистент А. С. Тяглик, в настоящее время взявший на себя труд заместителя заведующего по научной работе, аспирант и ассистент Е. В. Ефремов, обучающийся в целевой аспирантуре, успешно работающий над своей диссертацией. На кафедре работает около 10 студентов бакалавров и магистров, часть из которых, уже пополнила кафедральные ряды. Здесь успешно ведется научная работа, к примеру объёмы в 2019 году составляли 100 млн рублей. За последние годы существенно возросло число публикаций сотрудников кафедры в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science. Если несколько лет назад это были единичные статьи и конференции, то в 2019 году опубликовано 18 статей, входящих в журналы, включенные в международные индексы цитирования. Сотрудники кафедры проф. А. В. Ефремов, проф. В. Т. Грумондз, Ю. В. Тюменцев, М. С. Тяглик активно участвуют в конференциях ICAS, AIAA. Сотрудники кафедры читают курсы лекций иностранным студентам, выезжают за рубеж для чтения лекций, на кафедру приезжают стажеры из Франции, Германии, Китая. На кафедре велись за последние пять лет работы по контракту с AVIC (Китай), уже второй год ведется работа в рамках совместного проекта SAFEMODE с европейскими партнерами, выполняемого по программе Горизонт-2020.

Адрес

г. Москва, Волоколамское шоссе,
д.4, корпус 4, 3й этаж

Телефоны

8 (499) 158-42-51
8 (499) 158-45-07

E-MAIL

pvl@mai.ru
dynam@mai.ru

Московский авиационный институт
Кафедра 106 "Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов"
2024 год